УХОД ЗА ФЮЗЕЛЯЖЕМ ВЕРТОЛЕТА

Правила ухода за фюзеляжем вертолета определяются конструкцией фюзеляжа и условиями работы его как в по­лете, так и на земле. Они не имеют существенных отличий от правил ухода за фюзеляжем самолета, но некоторые особенности все же есть.

На одновинтовых вертолетах, имеющих хвостовую бал­ку, наибольшее число повреждений в эксплуатации наблю­дается как раз на этой балке. Дело в том, что в хвостовой балке фюзеляжа проложена и работает трансмиссия, при­водящая во вращение хвостовой винт. Совпадение колеба­ний валов трансмиссии и консольно закрепленной балки может явиться причиной возникновения чрезмерных на­пряжений в ее силовых элементах и вызвать местную по­терю прочности, что в свою очередь может привести к воз­никновению в элементах балки и на обшивке фюзеляжа трещин, к расшатыванию и выпаданию заклепок и т. д. (рис. 58).

Поэтому при проведении послеполетного осмотра и рег­ламентных работ необходимо тщательно проверять состоя­ние опор валов трансмиссии в хвостовой балке фюзеляжа и состояние ее силовых элементов и обшивки. Обнаружен­ные повреждения следует устранить.

Небольшие трещины на обшивке засверливаются по концам сверлом диаметром 2 мм. Затем на место, где на­ходится трещина, ставится заплата, закрывающая ее пол­ностью. Толщина заплаты должна быть такой же, как тол­щина обшивки.

Расшатанные заклепки удаляются и взамен ставятся заклепки большего диаметра (на 0,5 мм). Если нет подхода для поддержки заклепок при их клепке, допускается уста­новка гайкопистонов.

Прежде чем устанавливать новые заклепки, надо убе­диться, что старое отверстие не имеет овальности, а обшив­ка вокруг него — трещин, иначе и новая заклепка через некоторое время ослабнет.

Часто на хвостовой балке одновинтового вертолета устанавливается предохранительная опора, предотвраща­ющая задевание лопастями хвостового винта о поверх­ность аэродрома при посадке с большим углом тангажа. Такое положение вертолет имеет обычно при посадках на режиме самовращения несущего винта (авторотации).

В эксплуатации были случаи, когда в результате рас­шатывания крепления опоры ее вибрации вызывали раз­рушение обшивки хвостовой балки в районе узлов креп­ления опоры. При задевании опорой о грунт, как правило, появляются трещины у узлов ее крепления. Поэтому при осмотре фюзеляжа после полета (во время послеполетной подготовки), особенно после посадок на режиме самовра­щения винта, необходимо на указанные места обращать особое внимание. Обнаруженные неисправности следует обязательно устранить.

Уход за кабиной летчика вертолета в процессе эксплуа-

Рис. 58. Возможные дефекты ївостовой балки

тации заключается в систематическом осмотре состояния остекления, приборов, рычагов, ручек, кнопок, сидений, дверей, люков и т. п.

Стекла кабин фюзеляжа после полета очищаются или промываются, а перед полетом обязательно протираются байковой салфеткой насухо. На стоянке стекла должны быть обязательно защищены от воздействия солнечных лучей.

Рис. 59. Синусоидальные колебания си­денья:

/ — едва заметные; 2 заметные; 3 — беспоьояшие, неприятные; 4 — более сильные; 5 — опасные для здоровья

Из кабин после полета обязательно удаляются грязь и песок, чтобы они не попали в подвижные части дверей и люков и не затрудняли их открытие и закрытие.

Особенно тщательно нужно следить за состоянием и креплением сиденья летчика. На вертолетах в полете в результате особенностей работы несущего винта (маховое движение и колебания относительно вертикального шар­нира) постоянно имеется некоторая тряска фюзеляжа.

Обычно сиденье летчика расположено на некотором расстоянии от центра тяжести вертолета, поэтому вибра­ции в разных направлениях дают составляющую в верти­кальной плоскости. Колебания сиденья, если они превы­шают допустимую величину, в этой плоскости вызывают у летчика усталость.

Изучение влияния синусоидальных колебаний на чело­века, сидящего на жестком сиденье, показало, что длитель­ное воздействие колебаний, превышающих уровень кри­вой 3 (рис. 59), вызывает неприятное ощущение.

Поэтому при проведении осмотров в кабине фюзеляжа следует тщательно проверять крепление сидений. Обнару­женное ослабление их крепления и нарушение амортизации необходимо устранить.

Для того чтобы избежать появления коррозии во вну­тренних отсеках фюзеляжа вертолета, рекомендуется периодически, не реже чем один раз в месяц в летнее время, а после дождя обязательно сразу же вскрывать полы в кабине, открывать двери, люки и проветривать отсеки фюзеляжа.

Личному составу, обслуживающему вертолеты, следует всегда иметь в виду, что, несмотря на кажущуюся про­стоту ухода за фюзеляжем, только регулярный тщательный осмотр, систематическое удаление пыли, грязи и влаги из его отсеков и немедленный ремонт повреждений обеспе­чивают исправность работы фюзеляжа.

Уход за лакокрасоч’ным покрытием и матерчатой обшивкой фюзеляжа вертолета производится так же, как за подобными элементами самолета.